Великие географические открытия

Дайфкен

Джованни Кабота: путешествия за океан 1497-98 годов

Европейская колонизация Америк

Европейская колонизация Африки

Исследование Азии

Колонизация Австралии

Колонизация Африки

Колонизация Викингов

Мэйфлауэр

Открытие Антарктики

Открытие Тибета европейцами

Полярные экспедиции Древней Греции и Средневековья

Полярные экспедиции Китая и эпохи Ренесанса

Португальская колонизация Африки

Русская колонизация

Теория открытия Австралии португальцами

Транс-атлантические контакты доколумбовой эпохи

Экспедиция Барка и Виллса

Экспедиция Братвааг

Экспедиции Тура Хейердала

Экспедиции Джеймса Кука

Эль Дорадо и Пайтити




ТУРЫ, МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ, ИНТЕРЕСНЫЕ ЭКСКУРСИИ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ, а также книги и DVD об экспедициях и великих географических открытиях!
+7 (863) 255-37-69
(495) 788-09-24
(812) 336-60-01


Великие люди Тибета в медицине

Первоначальный срок врачебной науки Тибета носит легендарный характер. Первыми врачами считаются божества и небожители. В древних тибетских сочинениях о раннем периоде врачебной науки сохранились самые разные предания.

В трактате «Вайдурья-онбо», самом авторитетном комментарии к «Чжуд-ши», рассказывается древнеиндийский миф о появлении медицины. Во времена золотого века люди жили бесконечно долго. Они не питались материальной пищей, а обходились пищей самадхи, но один лицо как-то съел выступившее из земли вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить кипяченой воды. Человек излечился. С сего времени начали считать, что первым врачом был Брахма, первой болезнью - несварение, а первым лекарством - кипяченая вода. Но, добавляют буддисты, Брахма сам ничего не придумал, он просто вспомнил к случаю медицинский текст, изложенный ему некогда Буддой Тхубчен.

Интересен и миф о том, как медицинские навыки перешли от богов к людям. Божество Сертуб научило ста тысячам способов терапевтического и хирургического лечения небожителя Самбо-Лха, который, заботясь о благе человечества, передал свои познания сыну Нюрбе, владыке всех живущих, а Нюрба - двум врачам: врачу небожителей и сыну Левину. А

они в свою очередь передали искусство врачевания Индре. У Индры было семь учеников - семь небесных риши: Всезнающий, Лучезарный, Весьма Лучезарный, Родившийся из конечностей, Победитель всех, исключая небожителей, Подающий милости и Странствующий. Учение этих семи мудрецов небесного пространства переходило преемственно и наконец сделалось известным восьми земным риши.

Риши - мудрецы Древней Индии - всю свою житьё посвящали духовным поискам. Они проводили свои дни на берегах рек, в пустынях и лесах, занимаясь созерцанием и размышлением. Ложем их была земля, кровом - пещера или развесистое дерево. Они ходили почти нагими, единственною их одеждой была древесная кора. Они носили длинные бороды и волосы и позволяли отрастать ногтям. Питались они кореньями и ягодами, пили всего-навсего чистую ключевую воду, заботливо процедив ее, чтоб не навредить мелким насекомым, попавшим в нее. Часто же и вовсе ничего не ели, постясь и голодая по пятнадцати дней. Они проводили житьё в молчании и умерщвляли в себе все плотские желания постом, самоистощением и непрерывным размышлением о божестве.

Такими описывает древних риши трактат «Вайдурья-онбо». Там же рассказывается, что любой из восьми риши, получивших медицинские знания, оставил по сочинению, из которых составилось одно общее, в восьми отделах, под названием «Зарага-Дыб-Жад».

Веками передавалось знание от учителей к ученикам, и наконец оно перешло к молодому врачу Цо-жед-шонну, которого тибетские врачи считают автором «Чжуд-ши».

Цо-жед-шонну, как гласит придание, был сыном индийского царя и купеческой дочери. Достигнув зрелого возраста, он посвятил себя изучению внутренних болезней и хирургии. Для усовершенствования в этих науках он отправился в страну, «где исключительно занимаются воздвиганием камней»,

Благодаря знанию многих языков и обладая таким деревом, Цо-жед-шонну просто сходился с жителями различных местностей и оказывал медицинскую помощь обращавшимся к нему больным. Наконец он прибыл в город Ранжахарыо, где и поселился. Цо-жед-шонну быстро приобрел славу искуснейшего врача и трижды был возведен в звание «главы медицины». Он лечил не всего-навсего царей, но и самого Будду Шакьямуни.

Где и когда Цо-жед-шонну написал «Чжуд-ши», неизвестно, так как до сих пор не найден подлинник, на какой ссылаются, однако, все тибетские врачи. «Чжуд-ши» дошло до нас не в первоначальном своем виде, а в позднейшей редакции, которая принадлежит знаменитому тибетскому врачу Ютог-ба Йондан-гонпо.

Когда Ютог-ба Йондан-гонпо родился на свет, говорит легенда, из тела новорожденного вышли пять мудрецов, которые благословили его. Затем его посетили восемь небесных дев, покровительниц медицины, и совершили над ним обряд омовения. В это срок явилась радуга, с неба раздались гармонические звуки, распространился приятный запах и пошел дождь из цветов. Трех лет от роду Ютог-ба имел уже наклонность ощупывать биение пульса и рассматривать урину своих сверстников. С детства же он стал изучать камни, собирал лекарственные растения и приносил их к себе домой. Всюду, куда он приходил, тотчас же распространялся запах лекарственных трав, что вызывало общее удивление. Восьми лет Ютог-ба Йондан-гонпо будто бы уже знал основы хирургии и медицины. На десятом году ему во сне явилась Небесная Дева, которая принесла сосуд с питьем и сказала: «Ты тот, в кого воплотился Цо-жед-шонну, соблаговоли выпить этот нектар».

Когда Ютог-ба Йондан-гонпо выпил предложенную чашу, тело его сделалось прозрачным, так что были видны все внутренности. Это дало ему возможность просто и наглядно изучить все процессы, совершающиеся в организме. Та же покровительница медицины, явившись во сне двенадцатилетнему Ютог-ба, советовала ему заботиться о больных, о человечестве весь и изучать индийские медицинские сочинения. В это срок он уже изучал под руководством врача Буйба-Дардака сочинение «Чжуд-ши».

На прочий день за упомянутого сновидения Ютог-ба пригласили врачевать от подагры ламу Гебши Рогдана, какой заболел на пути в лесистые страны, куда он отправился проповедовать буддизм. Ютог-ба вылечил Гебши Рогдана, за что последний, вернувшись из путешествия, подарил Ютог-ба много сочинений по медицине и хирургии.

Восемнадцати лет Ютог-ба отправился в Индию. Здесь в стране Гуда он познакомился со знаменитым врачом Баддан-Прнба, в стране Серлин сошелся с мудрецом Шокжа-Гоша, а в Галайском саду познакомился с врачом-женщиной Лхамо-Дудзема. Под руководством этих людей Ютог-ба Йондан-гонпо в совершенстве изучил медицину и хирургию. Двадцати одного годы он вернулся в Тибет и поселился в местности Шин-Балжар; с сего времени он стал приносить огромную пользу соотечественникам.

Сейчас уже тяжело сказать, где кончаются легенды и начинается история. Однако Ютог-ба Йондан-гонпо, несомненно, является историческим лицом. Жил он в XII веке, известны ажно точные даты его рождения и смерти: 1112 и 1203 годы. Но история тибетской медицины началась за несколько веков до рождения сего выдающегося врача.

Основатель Тибетского государства Сронцзан-гампо, живший в VII веке, взял в жены двух принцесс - китайскую и непальскую, а совокупно с ними прибыли в Тибет искусные врачи. Так началось проникновение в Тибет китайской и индийской медицины. При этом же правителе была изобретена письменность. Вскоре появились первые книги по медицине, попервоначалу переводные, а исключая и оригинальные труды, написанные тибетскими авторами. Однако медицинские трактаты того времени не сохранились.

История тибетской медицины крайне тесно связана с историей буддизма в Тибете. В то срок страна была открыта для миссионеров из Индии и Китая, которые проповедовали учение разных школ буддизма. А при царе Тисрондэвцзане (VIII век) буддизм утвердился в качестве государственной религии. Вслед за сим перевели и буддийский канон, в составе которого была славно представлена индийская медицинская литература. Однако вслед за сим последовал период, какой в истории страны называется «темным». Продолжавшееся почти сто лет гонение на буддизм уничтожило многое из культурных достижений предшествующих веков. Исчезло и множество работ по медицине. Но устная традиция продолжала существовать. Бесценные навыки бережно хранились и передавались от учителя к ученику.

В X веке началось возрождение тибетской медицины. Снова были переведены на тибетский язычок индийские медицинские сочинения, создавались и оригинальные труды. Сейчас уже и от этих сочинений остались всего-навсего названия. Но ко времени появления на исторической арене знаменитого Ютог-ба Йондан-гонпо многие работы еще не были утрачены, другие, не сохранившиеся в оригиналах, были отражены в компилятивных трудах, третьи передавались в устной форме, что было обычным явлением в духовной жизни Тибета. Кроме этого, существовал богатейший практический опыт тибетских лекарей, столетиями подтверждавший свою эффективность. Ютог-ба Йондан-гонпо поставил предварительно собой задачу собрать и обобщить в рамках единой медицинской системы все эти разнородные сведения. Так появился на свет знаменитый медицинский трактат «Чжуд-ши».

Современные историки считают, что Ютог-ба Йондан-гонпо был не редактором, а создателем «Чжуд-ши», так как никакие побольше ранние редакции сего текста не были найдены. А ссылки автора на древний трактат ученые объясняют просто: в тибетской литературе, так же как и в древнеиндийской, не было принято, чтоб мыслитель излагал учение от своего имени. Он излагал его как полученное откровение или как свое понимание древних авторитетных памятников. Но тибетские врачи, невзирая на недостаток прямых доказательств, продолжают верить в то, что текст «Чжуд-ши» был создан во времена Будды Шакьямуни. Возможно, мы никогда не узнаем, так это или нет. Но ведь важно другое. «Чжуд-ши» - уникальный памятник, сконцентрировавший в себе знания, которые накапливались веками. Не случайно люди, изучавшие тибетскую медицину в самых разных местностях - от бурятских степей Забайкалья до Индии и Кашмира, - единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» является основным руководством по тибетской врачебной науке.

Главным образом медицина изучалась в тибетских монастырях. Представители духовенства (в Тибете их называют ламами) часто принимали на себя роль врачей (по-тибетски эмчи), поэтому врачей еще называют эмчи-ламами.

Ламы-гелунги, то есть давшие обет целомудрия, вообще-то не имеют права изучать врачебную науку, так как они не должны ажно находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не всего-навсего мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

Изучить медицину было непросто. Как правило, на это уходило 15-20 лет. С 8-9 лет мальчиков брали в послушники и побольше десяти лет обучали в монастырях искусству врачевания. По окончании учебы навыки молодых врачей тщательно проверялись на-

ставниками. Для сего ранней весной юноши и их учителя выезжали в горы, обратно же возвращались всего-навсего поздней осенью. В процесс токмо лета ученики показывали свое умение находить и собирать лечебные травы, готовить из них лекарства. Каждый медик должен был четко понимать признаки любой болезни, описанной в «Чжуд-ши», и способы ее диагностики и лечения. Только за сего сурового экзамена молодого эмчи допускали к врачебной практике.



Медицина Тибета



Экспедиция Братвааг | Колонизация Австралии | Теория открытия Австралии португальцами | Экспедиция Барка и Виллса | Дайфкен
Полярные экспедиции Древней Греции и Средневековья | Полярные экспедиции Китая и эпохи Ренесанса | Открытие Антарктики | Мэйфлауэр
Европейская колонизация Америк | Колонизация Викингов | Русская колонизация | Транс-атлантические контакты доколумбовой эпохи
Колонизация Африки | Европейская колонизация Африки | Португальская колонизация Африки | Эль Дорадо и Пайтити | Открытие Тибета европейцами


Rambler's Top100